"Я вся такая неожиданная…"
Большинство менеджеров, принимающих решения о найме персонала среднего и высшего звена, а также о продвижении сотрудников внутри компании, сходятся во мнении, что нынешним российским бизнес-леди не хватает навыков планирования - карьеры и личной жизни. Как правило, именно эти два пункта оказываются камнем преткновения при выборе между двумя резюме: женским и мужским. Однако изменения в лучшую сторону происходят, и не только в России. Так, например, в 2005 году международные выставки World MBA Tour в общей сложности посетило 20.470 женщин, что на 12% выше, чем в 2004-м. Дамы, посещающие выставки, в среднем моложе мужчин - более половины из них еще не достигли 28 лет. Однако даже после получения степени МВА женщины ориентируются на более низкие зарплаты, чем мужчины: только 42% девушек планируют зарабатывать более $75.000, при 57% у мужчин. И лишь 20% представительниц прекрасной половины ожидают получать в год более $100.000 после выпуска из бизнес-школы. Мужчины?.. Более 33%!
Возможно, эта разница в ожиданиях объясняется тем, что женщины планируют проводить на службе меньше времени, чем мужчины. Только 45% респонденток собираются работать более 50 часов в неделю, по сравнению с 60% у мужчин. Одновременно это может быть связано с тем, что большинство мужчин ориентируются на более высокооплачиваемые сектора, чем девушки. Напротив, в рознице, масс-медиа и на потребительском рынке планируют работать 38% женщин против 27% мужчин. Однако при сравнении долгосрочных карьерных целей (перспектива на 10 лет), женщины оказываются не менее амбициозными, чем мужчины.
Процесс развития женской карьеры в России весьма отличается от европейского. С одной стороны, возможностей очень много, но до определенного уровня. Как правило, по достижении этого уровня представительницам прекрасного пола приходится работать и доказывать окружающим свою состоятельность в два раза активнее, чем мужчинам. С другой стороны, во многом это вина самих женщин - слишком многие из них действительно не планируют свою карьеру, а также время рождения детей. И эти пробелы необходимо каким-то образом восполнять. В Европе, например, пользуются огромной популярностью семинары и тренинги, которые проходят в рамках карьерных форумов. Темы, которые привлекают большие аудитории молодых женщин, звучат так: "Выбор первой работы", "Профессиональные сообщества и связи как инструмент развития карьеры", "Развитие лидерских качеств", "Переговоры и позиционирование" и т. д. Безусловно, при всей универсальности этих тем, они обретают особое звучание, будучи адресованы именно женщинам.
Стремительные темпы современной жизни оставляют мало времени на "раскачивание": если дамы хотят выстроить блестящую карьеру, они должны подходить к этому процессу осознанно и системно. И у россиянок есть все шансы продвинуться в этом направлении.