Влияние владельцев бизнеса на структуры власти с целью достижения своих интересов явление не редкое,
оно существует во всех странах мира, в каждой из них бизнес выступает ярким и полноценным субъектом
политики.
⠀
Бизнес оказывает влияние на политические структуры различными путями. Основными являются
следующие 3 направления.
1. Оказание давления представителями бизнеса на законодательные органы государственной власти.
⠀
Владельцы бизнесов лоббируют принятие законов, новых законодательных актов, указов, направленных на
правовое обеспечение интересов бизнеса, или, как чаще происходит, на реализацию интересов
определенных бизнес групп.
Как правило, бизнес появляется на этапе законодательной инициативы, далее активно участвует в создании
проектов, в обсуждении, влияет на принятие необходимых законов всеми доступными способами.
Например, в нашей стране представители банковского сектора добились принятия указа, за подписью
Президента, об ограничении действий иностранных коммерческих банков на территории Российской
Федерации в течение определенного периода. Таким образом нивелировав действия сильных конкурентов.
⠀
2. Получение информации о предстоящих политических и экономических мероприятиях, имеющие
возможность каким-либо образом повлиять на интересы бизнеса.
⠀
На сегодняшний день такие манипуляции не являются сложными, поскольку участники бизнеса
представлены в органах власти в достаточном количестве. Что позволяет заранее принять меры для
недопущения «неудобных» законопроектов.
В качестве примера, вспомним президентский указ 1996 года о введении налогообложения на доходы
граждан от банковских вкладов. Этот закон был принят, но был отменен не успев вступить в силу.
Колоссальная заинтересованность банковских структур сыграла решающую роль в отмене закона.
⠀
3. Возможность влияния на уже принятые решения.
⠀
Одной из задач бизнеса является демонстрация реакции на уже принятые законы. Участники бизнеса
достаточно часто аргументировано протестуют и требуют внести изменения в принятые государственными
органами законодательные акты.
Так, например, ярким примером служит протест коммерческих банков в связи с требованием обязательного
резервирования части своих средств в Центральном банке. ЦБ не входит в систему органов государственной
власти, но ему доступна возможность влияния на экономическую политику страны в целом. Представители
коммерческих банков неоднократно протестовали против завышенной нормы обязательного
резервирования средств, а также направляли обращения правительству Российской Федерации с просьбой
рассмотреть возможность снижения нормы обязательного резервирования и перенаправлением
инвестиций в долгосрочные государственные проекты.