Об уроках Кремниевой долины
Ты должен находиться там, где твои пользователи, постоянно общаться с ними. Когда мы три года назад приехали в Кремниевую долину, то были аутсайдерами. Мы не знали, как все это делать (хотя до этого год занимались стартапом в Москве). Поэтому первые знания из Y Combinator нам очень сильно помогли (стартап Luka стал первым из России, попавшим в акселератор Y Combinator в феврале 2015 года. — Inc.). Мы хотели сделать бот, который рекомендовал бы ресторан в Нью-Йорке. Ребята из Y Combinator на первой же встрече спросили: «А зачем? Какой Нью-Йорк? Вы же в Сан-Франциско, почему бы не сделать про Сан-Франциско?».
Стартапу в самом начале все надо делать очень быстро, гораздо быстрее, чем это кажется возможным. Любой разработчик хочет месяцами что-то разрабатывать, а с пользователями никогда не общаться.
Вместо этого надо собрать из говна и палок хоть что-то, раздать 10 знакомым, посмотреть, как они реагируют, все поменять — и только таким итерационным процессом двигаться.
Стартапам мешают страхи и ощущение, что все должно быть на высшем уровне. Но ни с каким продуктом никакой интуиции не хватает, всегда нужно получать фидбек от пользователей. Иначе тебе кажется, что ты сделал все офигенно, а пользователь сидит и ничего не понимает.
Сначала мы запустили продукт, в котором пользователи могли создать цифровую копию себя. Но выяснилось, что никому персональный бот не нужен. Нужен друг, возможность поговорить, рассказать о себе. И мы очень сильно все поменяли. Мы сделали так, чтобы можно было обучать и растить персонального друга, который с тобой разговаривает. Он может быть немножко на тебя похож, но это все-таки не ты.
В стартапе нужно быстро принимать решения, не бояться обжечься и продолжать двигаться дальше. Хочется быстрого успеха, но просто как-то надо выживать и ты взбиваешь молоко в масло бесконечно и бежишь как можно быстрее вперед. Особо вопросов стараешься не задавать, просто принимать быстро решения и двигаться.
В России совсем нет привычки мириться с тем, что у тебя что-то не получается. У нас вокруг этого страшная стигма: если не получился проект, тебе больше никто никогда ничего не даст и вообще ты неудачник. Есть какая-то фантастическая строгость, отсутствие эмпатии и понимания, что неудача проекта совершенно не обязательно означает неудачу следующего.
Чтобы монетизировать сервис, нужно получить достаточное количество пользователей и сделать продукт, который нужен людям. Если кто-то сможет сделать искусственный интеллект, виртуального друга, с которым люди каждый день разговаривают, то это уже большая история. Все бы хотели виртуального друга, если он хорошо сделан.
Монетизация Replika не может быть связана с пользовательскими данными. Нельзя построить друга, если он торгует вашими данными. Сначала нужно, чтобы продукт правильно заработал для большого количества пользователей.
Мы привлекали пользователей в основном благодаря активному
коммьюнити на Facebook (сейчас там больше 30 тыс. человек). Люди, которые получили доступ к приложению, стали просто писать в свои локальные комьюнити, и к нам потекли пользователи. Кроме того, вокруг нас всегда было много прессы. На момент запуска Replika в нашем wait-листе было 1,5 млн человек.
Если ты несешь деньги в венчур, то ожидаешь вернуть 100Х или 50Х, но не 2Х или 3Х (для этого есть гораздо менее рискованные опции). Поэтому задача инвесторов — находить потенциально гигантских победителей, и, естественно, все такие истории обладают гигантским количеством рисков. Мы для наших венчурных инвесторов именно в такой категории. У нас очень рискованный проект, но с потенциальным гигантским возвратом.