Четверка с MBA
В Великобритании Матвеева получила диплом политолога и работала в финансовом пиаре и медиа, но ее не оставляла мысль о собственном бизнесе.
— Мой первый диплом был в political science (
политологии), и я думала: может, я буду спасать мир? А потом я решила, что буду спасать мир через бизнес, — улыбается София.
Идея Style Counsel родилась у Матвеевой в 2015 году, когда она училась на программе MBA в школе бизнеса Чикагского университета. Для дипломной работы студентам требовалось создать собственный бизнес-проект, и София начала думать в сторону UGC — пользовательского контента. Опыт работы с ним она приобрела, когда работала в компании Blasting News — это новостной сайт, где контент создают не профессиональные журналисты, а пользователи, которым платят в зависимости от кликов и просмотров. Одной из самых популярных тем для создания контента была мода, а одежда Софии как раз была интересна всегда.
— Я заметила, что люди интересуются тем, как одеваются не только селебрити, а и другие люди вокруг них. Например, мне интересна женщина с похожим размером одежды и доходом, которая выглядит лучше, чем я, потому что выбирает более стильные вещи или умело их комбинирует, — рассказывает Матвеева.
Кроме того, София обратила внимание на растущий сегмент fashion tech — компаний на стыке моды и технологий. По
данным базы стартапов AngelList, на апрель 2017 года в этом сегменте зарегистрировано 983 компании, чья оценочная стоимость в среднем составляет $3,9 млн. Игроки рынка предлагают самые разные услуги: например, калифорнийская социальная сеть Poshmark позволяет пользователям покупать одежду «из чужих гардеробных», которую сами пользователи выставляют на продажу. А стартап Storefront позволяет ретейлерам и дизайнерам на короткое время арендовать помещения для торговли одеждой. Матвеева также обратила внимание, что люди создают все больше контента на смартфонах, и задумалась, как совместить оба тренда.
Среди однокурсников Софии в университете Чикаго были экс-глава агентства «РИА Новости» Светлана Миронюк (она получала MBA после ухода со своего поста) и бывший региональный директор Groupon, а сейчас — старший директор по работе со стратегическими партнерами Visa Александра Сороко.
— У нас был курс по Business Design, где нужно было собрать команду и создать новый бизнес, — вспоминает Александра Сороко. — Мы вышли на улицу это обсудить, и у Софии родилась идея проекта, в котором пользователи получали бы некий social proof (
социальное подтверждение), когда делают выбор в одежде. Мы втроем со Светланой решили подумать над этим, а потом стали прорабатывать бизнес-план, и постепенно все начало закручиваться.
Позже к основательницам присоединился еще один студент MBA — британский аналитик потребительского рынка Грег Ходж, и они занялись проектом уже вчетвером. По словам Александры Сороко, стартаперы решили использовать тренд social commerce (использование соцсетей в онлайн- и оффлайн-торговле).
— Если раньше решение о покупке принималось на основании взаимодействия с брендом, то сейчас оно смещается в сторону social community (
социального круга ). Потребитель увидел рекламу, но итоговое решение он все чаще принимает в зависимости от того, что носят и что рекомендуют его знакомые, — поясняет Александра.
— Сегмент fashion tech двигается в полностью цифровые маркетплейсы, в которых поиск лука будет очень социализированным, завязанным на мнения других людей. Вместо того чтобы перебирать сотню платьев в магазине, ты можешь перебрать их тысячи в онлайне, запостить лук, и получить одобрение у сообщества людей, которые для тебя важны. Все поменялось местами: раньше мы сначала покупали вещь и потом старались в ней понравиться окружающим, а сейчас стараемся заранее понять, в каких вещах мы точно понравимся. Этот сегмент быстро растет, — добавляет в разговоре Светлана Миронюк.