Как продавать книги, которых нет
Как и конкуренты, No Kidding сотрудничает с магазинами и онлайн-площадками. В интернете книги можно купить на сайте издательства, а также на Ozon.ru и сайтах магазинов «Читай-город», «Все свободны», «Подписные издания», «Циолковский» и «Республика». Бумажные книги продаются в книжных в Москве, Петербурге, Казани, Ижевске, Краснодаре, Красноярске, Новосибирске, Самаре и Тюмени. С магазинами договаривается отдельный человек, но чаще всего они сами приходят к No Kidding Press. «Перед Новым годом мне писали магазины, говорили, что хотят продавать наши книги, а я не могла им эти книги отдать. Узнавали они о нас благодаря сарафанному радио. Но было здорово узнать, что они ждут. Потом мне писали оттуда — а когда выйдет следующая книга, у нас люди спрашивают. И я не могла себе представить, что кто-то правда заходит в магазин и спрашивает про нашу книгу», — говорит Шадрина.
Но ставку в No Kidding сделали на другой канал продаж. Опыт работы в «Самокате» подсказывал Шадриной, что независимое издательство должно развивать свою розницу, но она не понимала, как к этому подступиться. Решение нашлось, когда Шадрина обратила внимание на популярность подписной модели продаж среди маленьких западных издательств: «Я поняла, что подписка — это тоже розница, просто ты не носишься как угорелый по ярмаркам, чтобы продать одну книгу, а продаешь сразу пять».
Первый сезон подписки уже закончился — за 1950 рублей покупатели, которые оформили ее, получили «Плод познания» Лив Стрёмквист, «Кинг-Конг-теорию» Виржини Депант, «Современную любовь» Констанс Де Жон, «Инферно» Айлин Майлз и «I Love Dick» Крис Краус. В июле 2019 года стартовал второй сезон — на четыре книги, написанные женщинами, можно подписаться за 1600 рублей, а на пять — за 2000 рублей.
Идею с подпиской Шадрина считает удачной и даже «спасительной». «Моя знакомая шутит, что это пирамида. Она однажды спросила меня, как дела в издательстве, а я сказала — знаешь, с тех пор как я придумала продавать книги, которые не существуют, довольно неплохо», — рассказывает она. Во втором сезоне подписки Шадрина решила платить дружественным площадкам, которые хранят книги для тех покупателей, выбравших способом доставки «самовывоз». Раньше самовывоз был бесплатным, теперь он стоит 250 рублей. Покупателей это не отпугивает, считает Шадрина: «Я думаю, спрос на товары вроде нашего должен быть неэластичным — люди готовы платить больше за то, что им действительно нравится. Это хорошо для независимых проектов».
Тренд на феминистскую литературу теперь интересен и крупным издательствам, признает Шадрина, и теперь они — конкуренты No Kidding. Это не пугает девушек — спрос на книги от маленьких издательств есть, а продвижению помогают сильное комьюнити, книжные ярмарки и дружественные магазины и сообщества. Шадрина пока не раскрывает финансовые показатели издательства — все, что зарабатывает No Kidding, она вкладывает в развитие бизнеса и оплату работы сотрудников.
Сейчас издательство работает только с переводами, но Шадрина говорит, что хотела бы издавать книги и русскоязычных писательниц тоже: «Мы ждем, когда они вырастут внутри нашего сообщества и когда кто-то принесет нам текст, который покажется нам созвучным тому, что мы делаем». В ноябре в издательстве вышла «Маленькая книга историй о женской сексуальности» — сборник рассказов участниц курсов Write Like a Grrrl на русском языке.