«Ваше плодородие»
Работоспособного возраста черви достигли к лету 2011-го, но продажи биогумуса пришлось отложить еще почти на год: спрос на удобрения, по словам Жуковой, растет весной, когда дачники готовят рассаду. Пока ждали начала сезона, решили заработать на продаже самих червей рыбакам — те используют их как наживку. Поскольку круглогодичным разведением червей в России мало кто занимается, товар охотно закупали магазины рыболовных снастей в Кировской области и соседних Удмуртии и Татарстане.
Весной, когда наконец пришло время для продаж основного продукта — удобрений, Жукова столкнулась с новой проблемой: земляки не знали о пользе биогумуса и не понимали, зачем им становиться клиентами «Сотки зелени». «В огороде все и так растет, а для комнатных растений можно накопать свежей земли» — такую обратную связь чаще всего слышала Светлана. Магазины тоже не брали новинку, потому что «не понимали, как ее продавать».
Несмотря на то что продажи буксовали, на необычный бизнес обратило внимание местное телевидение. К Жуковой приехали корреспонденты телеканала «ВП-ТВ» и сняли репортаж о червятнике. Светлана так увлекательно рассказывала про червей, что телевизионщики пригласили ее вести сначала еженедельную, а потом и ежедневную передачу про садоводство. В статусе звезды телеэкрана Жукова провела четыре года, но потом устала от излишнего внимания и решила оставить карьеру ведущей. «Приходишь в супермаркет за продуктами, а к тебе подходят и говорят: «А вы не знаете, почему у меня помидоры вянут?» Известность пришла», — вздыхает предпринимательница.
Разработали линейку новых продуктов: грунты «Ваше плодородие» для горожан, черви «Решение всех проблем» — для утилизации отходов в промышленных масштабах
В первые два года после запуска бизнес держался на продаже червей: в 2012-м «старатели» принесли компании 1,5 млн рублей выручки, в 2013-м — 2,1 млн. Прибыль в несколько десятков тысяч рублей в месяц позволила приобрести автомат для упаковки сыпучих продуктов, аппарат по выдуву пластиковой тары для жидкого удобрения и погрузчик.
Биогумус по-прежнему «не шел», но Жукова не сдавалась. Основным каналом продвижения непривычного продукта стали отраслевые выставки — например, «Садовод и фермер» на ВДНХ. В Москве продукт буквально смели с прилавков. «Я не понимала, почему так? В розницу расходится как горячие пирожки, а оптом магазины брать не хотят», — недоумевала предпринимательница. Она продолжила тур по выставкам: ездила во Владимир, Нижний Новгород и Казань. Везде была та же ситуация — садоводы удобрения раскупали, а магазины отказывались от сотрудничества.
Понять причину помог менеджер садового центра, который прогуливался по одной из выставок и подошел к стенду «Сотки зелени». Он рассказал, что рынок удобрений «давно поделен» и, чтобы пробиться в магазины, одного товара явно недостаточно. Следуя совету случайного знакомого, Жуковы запустили в продажу ряд новых продуктов: готовые грунты на биогумусе «Ваше плодородие» для горожан, которым негде накопать земли, и компоненты для разведения растений: торф, песок, дренаж, компост, золу и уголь. Червей тоже разделили по пакетным предложениям: «Счастливый дачник» — для переработки листвы, органических отходов и производства биогумуса в компостных ямах, «Отходы в доходы» — для фермерских хозяйств, а «Решение всех проблем» — для утилизации органических отходов в промышленных масштабах. Расчет оказался верным — в 2014 году компания впервые вышла на чистую прибыль в 213 000 рублей при выручке в 2,5 млн.