Способ 5. Дробление бизнеса и чем оно выгодно Дробление бизнеса — это разделение его на несколько компаний или открытие ИП дополнительно к имеющейся компании. В новую компанию или ИП вы можете перевести часть бизнес-операций и таким образом применять наиболее выгодную для каждого вида деятельности систему налогообложения.
Поясню на примере. Собственнику принадлежит две компании. Компания «Мощность» производит и продает оптом оборудование. Компания «Сервис» занимается доставкой этого оборудования и последующим его обслуживанием.
Компания «Мощность» работает на общей системе налогообложения и платит НДС, так как для ее покупателей важно, чтобы поставщик работал с НДС. Компания «Сервис» работает на ЕНВД.
Такое разделение деятельности на две компании позволяет: - Управлять бизнес-процессами эффективнее. Также бывают случаи, когда владельцу бизнеса важно разграничить свои роли. Допустим, в одном проекте быть только инвестором, а в другом — непосредственно руководить бизнесом или выступать в роли эксперта.
- Считать доходы и расходы по видам деятельности. За счет этого можно наглядно увидеть прибыльность каждого проекта.
- Снизить налоговую нагрузку, так как вторая компания применяет спецрежим.
Важно! Дробление бизнеса должно иметь четкие и обоснованные деловые цели. Снижение налогов такой целью не является. Если у вас нет обоснования, то налоговая инспекция может признать дробление незаконным и доначислить налоги.
Например, компания работает на УСН, и ее выручка вот-вот превысит лимит, после которого она должна перейти на общий режим налогообложения и платить больше налогов. Здесь велик соблазн открыть второе ООО с таким же видом деятельности, теми же собственниками и в том же офисе и перевести туда часть операций. Но такой способ будет незаконным, поскольку цель очевидна — экономия на налогах.
Однако сама налоговая считает, что дробление может служить для оптимизации бизнес-процессов и в этом нет ничего незаконного, если только речь не идет о явной цели платить меньше налогов, не имея на это законных оснований.
Рекомендации по дроблению бизнеса Дробление подойдет не всем бизнесам, поэтому, чтобы разделить бизнес законно, надо учитывать следующее.
1. Дробление подходит прежде всего компаниям, которые имеют несколько видов деятельности. Каждый вид бизнеса можно вести по отдельной компании или открыть для этого ИП. Здесь важно правильно выбрать систему налогообложения для каждого вида деятельности.
2. У вас должна быть четкая деловая цель, ради которой вы дробите бизнес. Повторюсь, что экономия на налогах такой целью не является. Дробление может привести к налоговой оптимизации, но это будет следствием, а не причиной разделения бизнеса.
Например, деловой целью может быть:
- Привлечь новых покупателей за счет дополнительных скидок.
Допустим, вы продаете мебель — как офисную, так и для дома. Офисную мебель покупают в основном компании. Скорее всего, многие из них работают с НДС. Мебель для дома приобретают частные лица для личных нужд, для которых НДС в стоимости — это переплата.
Поэтому вы можете разделить бизнес на две компании: одна будет продавать офисную мебель компаниям, вторая — мебель для дома частным лицам. Или же можете открыть ИП для одного из направлений.
С компаниями вы будете работать на общей системе и платить НДС, а для второго бизнеса выберете наиболее подходящий спецрежим (там нет НДС). Таким образом,
за счет экономии на НДС вы сможете дать покупателям скидки или сделать выгодные предложения. Я знаю примеры, когда компании законно экономили на налогах и захватывали рынок благодаря более низким ценам.
- Оптимизировать бизнес-процессы.
Например, оптовые и розничные продажи выделить в отдельные компании или ИП. За счет этого можно, допустим, усилить контроль за процессами, повысить скорость обработки заявок от покупателей, хранить товар более удобным способом, улучшить логистику, качество сервиса и в целом эффективность управления бизнесом.
И дальше розничную торговлю можно выделить на ЕНВД, чтобы платить налог не с выручки, а в зависимости от площади магазина (при этом она не должна превышать 150 квадратных метров). В некоторых же случаях выгоднее перевести розничный сегмент на ИП с патентной системой налогообложения. Но чтобы учесть все выгоды и нюансы при выборе спецрежима для вашего бизнеса, я рекомендую обратиться к специалисту.
- Повысить эффективность работы персонала.
Например, разделить сотрудников на две команды, которые будут работать в разных компаниях. Одна команда будет сфокусирована на оптовых продажах, другая — на работе с розничными клиентами. Кроме того, есть множество вариантов повышения эффективности сотрудников. Все зависит от стратегии компании и видения собственника.
3. Оформляйте все документы, если проводите сделки между своими компаниями или ИП. Это обязательно. Если вы разделили бизнес на несколько компаний или ИП, то между собой они должны работать так же, как со сторонними компаниями.
- Заключайте договоры между всеми вашими компаниями, если они что-то продают друг другу.
- На каждую операцию (отгрузку товара, оказание услуг и так далее) оформляйте все положенные по закону документы: товарные накладные, акты оказания услуг, счета-фактуры, УПД, кассовые чеки.
- Сделайте так, чтобы документы от каждой компании подписывали разные сотрудники. Допустим, в обеих компаниях вы являетесь директором и подписываете документы. Согласитесь, странно, когда договор со стороны и компании А, и компании Б подписал один и тот же человек. Поэтому назначьте по одной из компаний сотрудника, который будет подписывать документы вместо вас.
4. У ваших компаний должны быть разные учредители и руководители. По-другому это называют отсутствием аффилированных (взаимозависимых) лиц. Это значит, что собственники и руководители компаний не связаны между собой личными интересами. За счет отсутствия взаимозависимости бизнес-решения принимаются адекватно интересам покупателей, требованиям налоговых органов и так далее. В любом случае налоговой еще придется доказать, что аффилированность повлияла на результаты сделки.
Но сам по себе факт, что вы будете собственником двух или нескольких компаний, не говорит о незаконном дроблении бизнеса. Здесь важно учитывать конкретную ситуацию. Когда вы делите бизнес по разным видам деятельности, можете обосновать деловую цель — тогда риски минимальны. Главное, чтобы сделки между вашими компаниями были проведены по закону и на рыночных условиях. Например, чтобы цена сделки не отклонялась больше чем на 20 % от рыночной цены на аналогичные товары или услуги.
5. Разделите сотрудников по компаниям. В ваших компаниях должны работать разные сотрудники. Конечно, кто-то из сотрудников может быть в штате в нескольких ваших компаниях. Но если у вас весь персонал числится сразу во всех компаниях, есть риски. Налоговая может обратить на это внимание и прийти к вам с проверкой.
Выше я уже описала пример, как можно разделить сотрудников по разным видам деятельности. Вы можете использовать свои варианты, исходя из специфики вашего бизнеса. Главное, чтобы такое разделение имело обоснование и действительно приносило положительный бизнес-эффект.
6. Используйте разные юридические адреса, названия, сайт, аккаунты в соцсетях. Этот пункт — продолжение предыдущего. Ваши компании должны представлять собой самостоятельные и отличимые друг от друга юридические лица. Иначе полная схожесть адресов офисов, логотипов, названий сайтов и групп в соцсетях будет свидетельствовать о том, что все эти бизнесы — на деле одна компания. Уже были случаи, когда налоговая объединяла 3–7 компаний в одну и доначисляла НДС, и это были огромные суммы.
Поэтому позиционируйте свои компании как разные бизнесы, даже если фактически они все принадлежат вам и работают в общей связке — допустим, одна производит, другая занимается сервисом и обслуживанием.
Важно.
Все эти нюансы вы должны продумать до регистрации новой компании или ИП. И я рекомендую обращаться к специалистам (бухгалтерам, юристам, в консалтинговые компании), которые помогут вам разделить бизнес действительно законно и с положительным эффектом для вашего проекта.
Совмещение разных налоговых режимов в одной компании Однако не во всех случаях нужно дробить бизнес, чтобы перевести часть деятельности на спецрежим. Это можно сделать в рамках одной компании или ИП. Так, ЕНВД и патентную систему можно совмещать с другими режимами налогообложения.
Ко мне часто обращаются компании, которые по всей выручке работают на общей системе налогообложения или на УСН, хотя они могли бы законно перевести определенный вид деятельности на ЕНВД или патент и за счет этого снизить налоговые платежи. К сожалению, не все об этом знают. Но тут есть ограничения, что на этих спецрежимах могут работать не все виды бизнеса. Подробнее об этом мы писали
здесь.
Также у меня был случай, что предприниматель часть своего бизнеса — электромонтажные работы для частных лиц — перевел на ЕНВД, а сэкономленные на налогах деньги пустил на автоматизацию процессов. Это дало его компании возможность вырасти и масштабироваться.
Способ 6. Составьте учетную политику с учетом вашей деятельности Учетная политика — один из способов налогового планирования. Это набор правил, по которым компания ведет учет и платит налоги. В налоговых законах предусмотрен выбор: есть несколько способов, как учесть определенные расходы. И вы можете выбрать, какой способ будет наиболее выгоден вашему бизнесу. Эти способы и надо записать в учетной политике.
По закону учетная политика — обязательный документ, но часто компании составляют ее формально и не учитывают специфику деятельности.
Пример. Допустим, ваш бизнес — оказание услуг. Вы работаете по общей системе налогообложения. По закону у вас есть право все расходы списывать сразу, а не распределять по периодам. Это позволяет без задержки снижать налог на прибыль и использовать эти деньги в обороте. Однако важно закрепить такой способ в учетной политике, чтобы не было претензий налоговой.
И таких способов в налоговом кодексе много. Ваша же задача — найти опытного бухгалтера, который учтет особенности вашего бизнеса, а не составит формальный документ. Потому что учетную политику пишет бухгалтер. Также за консультацией или составлением учетной политики вы можете обратиться к эксперту или в компании, которые оказывают бухгалтерское сопровождение бизнеса.
Поскольку в каждом проекте есть свои нюансы, задавайте вопросы в комментариях. Я отвечу на них более детально.