Не выстраивайте «гениальных схем»: где-нибудь да проколетесь
Представим ситуацию, когда предпринимателю очень хочется крутое авто и он подумывает приобрести машину в лизинг на свое ООО: «Будет у меня на балансе, я смогу НДС по лизингу возместить и бензин списывать». Во-первых, ему придется вести путевые листы, причем маршрут должен подтверждаться служебными целями. Если на этой машине директор всё время ездил на дачу, то списание бензина не может быть обосновано производственной необходимостью. Получается, нужно создавать отдельный документооборот и, вероятно, добавить ещё одного человека в бухгалтерию. Теперь насчет НДС. Автомобиль действительно можно ускоренно амортизировать — всего за 2 — 3 года. Что обычно делают, когда подошёл срок? За 10 (условно) рублей продают машину владельцу компании. И никто не вспоминает, что на нее ещё распространяется гарантийное обслуживание. Есть гарантийная книжка, в которой стоят штампы, что с автомобилем всё о'кей. А значит, он не может стоить 10 рублей. Вы должны были его продать по рыночной цене «с пробегом». И тогда вам придется восстанавливать НДС, который вы возместили за 3 года. Согласитесь, невеселый выйдет расклад. Так что искать выгоду в текущем моменте («о, можно взять НДС к зачёту!») — это ошибочная стратегия. Точнее, вообще не стратегия. Получили навар, а дальше-то что?
Григорий Маркович, председатель правления и совладелец банка «Раут», наслаждался своей изобретательностью. В очередной поездке в Нью-Йорк его озарило, как сделать для VIP-клиентов дополнительную услугу и хорошо на этом заработать. Будучи гражданином США, он взял крупный кредит под крайне низкий процент и загнал все деньги на американский же карточный счет. Дальше он оформил субкарточки и раздал их своим «випам». Главным условием было, чтобы они ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не расплачивались этими карточками в России. Иначе в американском банке сильно бы удивились географическому размаху транзакций своего заемщика. Клиенты «Раута» тратили кредитные деньги во время поездок за границей, а в родной стране возвращали их Григорию Марковичу с процентом — меньшим, чем у конкурирующих банков (то есть для них услуга была выгодна), но значительно большим, чем платил сам банкир своему кредитору. Прибыль Григорий Маркович через «помойки» переводил на офшор, а оттуда на свой американский счёт. По сути, он работал по той же схеме, что и все коммерческие банки с юридическими лицами, — брал дешёвые деньги за рубежом и продавал их в России. Но ни здесь, ни в Америке не платил налоги с этой коммерции.
Так продолжалось несколько лет. Он раздал несколько десятков карт. А потом, в один не слишком прекрасный день, Григорию Марковичу пришло письмо из американской налоговой инспекции с просьбой предоставить документы по ряду транзакций. Наш банкир немедленно собрал вещи и улетел в Москву. Потому что в США налоговые правонарушения — это очень серьезно. Разговаривать с властями остался его адвокат. А предправления «Раута» пришёл к нам за помощью. Попался он, как мы выяснили, на двух «проколах». Прокол первый: наш клиент со своего американского счета перевел на офшор знакомого арабского бизнесмена некоторую сумму — рассчитался по одному долгу. Американцы отследили платеж, поскольку бизнесмен этот подозревался в причастности к финансированию террористических организаций. Прокол второй: некоторые из клиентов Григория Марковича все-таки воспользовались карточками в России. Самое любопытное заключалось в том, что платежи делались в разных модных магазинах — например нижнего белья в ГУМе (складывалось впечатление, будто эти «випы» отдали свои карточки любимым женщинам, причем не жёнам). Вот по совокупности сомнительных транзакций американская налоговая и уцепилась за российского банкира.
Получив от нас консультацию (детали я раскрывать не могу), Григорий Маркович вернулся в Америку. С большим трудом ему удалось решить свою проблему, и с тех пор мы его больше не видели. В 2015 году у банка «Раут» была отозвана лицензия, но это, как говорится, уже совсем другая история…
К чему этот кейс? Фискалы во всем мире одинаковы. Они могут ошибаться, но еще больше ошибается тот, кто пытается поиграть с ними в «поймай меня, если сможешь». Хитрая схема работает до тех пор, пока создатель способен ее полностью контролировать. Когда у тебя 20 человек с карточками — это возможно, если 100 и больше — крайне сложно. Как я уже говорила, серый, а тем более черный бизнес масштабированию не поддается.