RIVADU.Club
RIVADU.Club
Будьте в курсе!
Подпишитесь на нашу новостную рассылку и первыми узнавайте последние новости от RIVADU
Четвертая технологическая революция.
Президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов поделился своими мыслями о будущем образования, о том, как не растерять человеческий капитал. ⠀
Андрей Владимирович Шаронов – президент московской школы управления «Сколково» - личным примером показывает, что учится никогда не поздно. Ему 55 и он поступил в бизнес-школу Bocconi в Милане. Так зачем человеку учиться в 40, в 50, в 60 лет?

Мы подходим к длинной теме под названием Lifelong learning. Это обучение в течение всей жизни. Оно обусловлено тем, что ситуация быстро меняется, с одной стороны. А с другой стороны, ваша карьера предоставляет вам много новых возможностей, которыми вы не сможете воспользоваться, если не получаете постоянно новых знаний, навыков, компетенций и даже просто информации. И это все можно назвать процессом обучения в течение всей жизни. Мы сейчас переживаем достаточно серьезную трансформацию. Есть мнение, что это похоже немного на то, что пережили наши родители, вот когда разваливался Советский Союз. Это связано с четвертой технологической революцией. И в принципе многие беспокоятся, как бы не остаться за бортом и найти себя в этой новой экономике. Вопрос из двух частей: чему учиться молодежи и как людям нашего с вами возраста не остаться за бортом? Что делать? Чему учиться? Как управлять своим человеческим капиталом? ⠀ Сказать, что есть книжка, которую можно прочитать и все понять, нельзя. С другой стороны, этой темой занимается большое количество людей и есть большое количество исследований.

Они склоняются к тому, что традиционный подход, когда человек должен был получить профессию и тогда он… Моя бабушка, которая была неграмотная, всегда говорила в качестве комплимента (в ее устах это звучало как комплимент) «он выучился на…» И это означало, что человек имеет что-то очень серьезное. Сейчас то, что он «выучился на» кого-то, уже не имеет ценности, потому что тот вид деятельности может оказаться невостребованным.

И теперь речь идет скорее об экзистенциальных навыках — навыках, которые должны нас сопровождать в течение всей жизни, чем бы мы ни занимались. ⠀ Это умение общаться, когнитивные навыки, умение познавать, вытаскивать информацию, выстраивать отношения, планировать, критическое мышление. Есть красивая теория. Сейчас многие люди, прежде всего родители, говорят, чему учить детей.

Есть концепция, которая называется «Четыре К», — что детей надо учить критическому мышлению, креативности, коммуникациям и кооперативности. Мы должны уметь выстраивать отношения, мы должны уметь организовывать работу в коллективе, мы должны уметь сомневаться, в том числе в истинах, о которых говорят самые-самые важные авторитеты, и мы должны допускать, что мы можем создать что-то, креативить. Я ловлю себя на мысли уже сейчас, будучи уже весьма взрослым человеком, что наше обучение в качестве критерия истины предполагало согласие — согласие родителя, согласие и одобрение педагога, начальника.

Если ты делал что-то и получал одобрение, значит ты делал это правильно. Если ты не получал одобрения, значит ты делал либо неправильно, либо что-то неправильное. Идея критического мышления состоит в том, что это неверный критерий. Если тебе свистят и улюлюкают, вполне возможно, что ты сделал что-то очень важное. А если тебе все аплодируют, то вполне возможно, ты вообще ничего не сделал.

Мы должны допускать, что то, что мы предлагаем, — идея, проект, действия, оценка, — может не совпадать с общественным мнением и люди могут негативно к этому относиться. Но от субъективного восприятия (а это субъективное восприятие) даже такого большого количества людей она не может быть априорно ошибочной. Она может оказаться правильной, просто люди не готовы это воспринимать.

Они не готовы воспринимать сейчас, не готовы воспринимать в длительной перспективе, но, как говорил Галилео Галилей, все-таки она вертится. Вот его не одобряли, но его это не смущало, и он продолжал настаивать на верности своей гипотезы. Это критическое мышление.

Если сравнивать человеческий капитал в абсолютных величинах тогда и сейчас, то, наверное, сейчас он будет выше. Но часть стран подросли больше, чем Россия. Часть стран обратили больше внимания на систему образования, на систему здравоохранения, что тоже влияет на качество человеческого капитала. Поэтому сухие цифры статистики и опросов показывают, что качество человеческого капитала по-прежнему позитивная особенность России, ее конкурентное преимущество. Но вопрос абсолютного позиционирования России — тема для серьезных дискуссий. Мы что-то теряем.
Я думаю, что в будущем образование действительно станет непрерывным. И с точки зрения получения знаний, информации, компетенций, и с точки зрения контроля этих знаний, информаций, компетенций. И в интересах самого человека, и в интересах его работодателя. Думаю, что развитие образования идет по пути геймификации, оно все дальше и дальше будет уходить от лекций, когда один вещает, а другие слушают, во все большую и большую интерактивность, все большую и большую компактность.

Уже сейчас есть большое количество онлайн-курсов рассчитанных на 9-12 минут. Как глоток информации очень удобный по размеру, который вы можете проглотить и пойти заниматься своими делами. ⠀

Можно пофантазировать на предмет того, что сейчас ученые работают над интерфейсом, который будет соединять напрямую мозг человека с компьютером, с процессором, с базами данных. И нам не нужно будет набирать что-то на клавиатуре и наблюдать за информацией через зрение. Я думаю, что мы довольно быстро превратимся в кибернетические организмы, в киборгов, у которых появится человекомашинный интерфейс нового типа. ⠀ И в этом смысле изменится, наверное, природа образования. Потому что вы будете избавлены от необходимости учить новый массив информации. Вы будете все время plug-in, вы будете подключены к любым данным.

Сейчас вам надо набрать в «Яндексе» или в Google что-то, чтобы найти факт, а дальше вы будете делать мгновенно — ваш мозг будет соединен с глобальной базой данных. И в этом смысле изменится структура образования или компетенции, которые будут требоваться от человека. ⠀
Предпринимательство — это важная часть нашего curriculum, но это управление. И мы работаем не только с бизнесменами. Почти треть наших слушателей — представители государственных организаций и ведомств, региональных и муниципальных администраций. Это люди, которые не занимаются бизнесом.

Бизнес — это не одни риски и неприятности. Это еще и возможности. И у нас есть большое количество примеров, когда честные бизнесмены достигали хороших результатов. Затем если говорить современно, позволю себе так сказать, то, например, мы в Московской школе управления «Сколково» сразу говорим о том, что если вы думаете о бизнесе, то думайте о нем глобально.

Не делайте бизнес для вашего района, или для вашего города, или для вашей области, или для вашей страны, думайте, как бы он мог работать сразу на какую-то часть мира или на весь мир. Главная проблема, которую мы видим, она в головах. То есть люди, даже предприниматели, даже имея какой-то продукт или услугу, которая может быть конкурентоспособна, не думают, не мечтают, не пробуют. ⠀

Я знаю, есть несколько выпускников нашей школы, которые были полуфиналистами и финалистами конкурса «ЛидерыРоссии». Для них это был способ не просто заявить о себе, просто проверить себя в условиях довольно такой напряженной конкуренции. Хотя есть у нас уже есть и замминистры, которые стали победителями. И я очень рад, что они замминистры. ⠀

Слава Богу, в нашей стране высшее образование хорошее и разное. Оно доступно значительному количеству, если не всем людям. Это тоже социальный лифт!