Есть концепция, которая называется «Четыре К», — что детей надо учить критическому мышлению, креативности, коммуникациям и кооперативности. Мы должны уметь выстраивать отношения, мы должны уметь организовывать работу в коллективе, мы должны уметь сомневаться, в том числе в истинах, о которых говорят самые-самые важные авторитеты, и мы должны допускать, что мы можем создать что-то, креативить. Я ловлю себя на мысли уже сейчас, будучи уже весьма взрослым человеком, что наше обучение в качестве критерия истины предполагало согласие — согласие родителя, согласие и одобрение педагога, начальника.
Если ты делал что-то и получал одобрение, значит ты делал это правильно. Если ты не получал одобрения, значит ты делал либо неправильно, либо что-то неправильное. Идея критического мышления состоит в том, что это неверный критерий. Если тебе свистят и улюлюкают, вполне возможно, что ты сделал что-то очень важное. А если тебе все аплодируют, то вполне возможно, ты вообще ничего не сделал.
Мы должны допускать, что то, что мы предлагаем, — идея, проект, действия, оценка, — может не совпадать с общественным мнением и люди могут негативно к этому относиться. Но от субъективного восприятия (а это субъективное восприятие) даже такого большого количества людей она не может быть априорно ошибочной. Она может оказаться правильной, просто люди не готовы это воспринимать.
Они не готовы воспринимать сейчас, не готовы воспринимать в длительной перспективе, но, как говорил Галилео Галилей, все-таки она вертится. Вот его не одобряли, но его это не смущало, и он продолжал настаивать на верности своей гипотезы. Это критическое мышление.
Если сравнивать человеческий капитал в абсолютных величинах тогда и сейчас, то, наверное, сейчас он будет выше. Но часть стран подросли больше, чем Россия. Часть стран обратили больше внимания на систему образования, на систему здравоохранения, что тоже влияет на качество человеческого капитала. Поэтому сухие цифры статистики и опросов показывают, что качество человеческого капитала по-прежнему позитивная особенность России, ее конкурентное преимущество. Но вопрос абсолютного позиционирования России — тема для серьезных дискуссий. Мы что-то теряем.