Вероятно, тут есть и сугубо практическая сторона: вы выглядите прекрасно.
М. С.: Для моих 57, вы хотите сказать?
Нет, просто хочу сказать правду: вы прекрасно выглядите.
М. С.: Спасибо, конечно. Но вы сидите от меня довольно далеко… Я всегда помню слова Катрин Денев: «В определенном возрасте женщине приходится выбирать – либо лицо, либо фигура». Я выбрала лицо. А остальное… На остальном я сижу. Почиваю… Я свои лавры имею в виду.
Извините, но мне кажется, что вы вообще никогда особенно не выставляли напоказ свои внешние данные. По крайней мере – в фильмах.
М. С.: Просто я никогда не рассматривала внешность как козырь и эту карту не разыгрывала. Оказалось, это во многом освобождающая позиция – не зависеть от своей внешности. Вообще для актрисы беспокойство о том, как она выглядит, – ужасная ловушка. Внешность для меня – шестерка, а не козырь, тут, как в картах, возможен блеф: как-нибудь так сыграть, чтобы и непонятно было, красавица ты или дурнушка. Можно с интересом наблюдать, что твой блеф сделал со зрителем. И не заботиться о своем «сроке годности»! Но вы правы, я многого не ценила…
Вы о чем-то сожалеете?
М. С.: Не о самом утраченном, а именно об этом чувстве: я не ценила того, что имела. Например, в 30 лет думала, что я толстая. А сейчас смотрю «Крамер против Крамера» и вижу: нечего было переживать, я не была толстой. Но даже если бы была, это не повод для переживаний.
Когда вы смотрите на ту женщину, какой были четверть века назад, что вы чувствуете: это другой человек?
М. С.: Да я все та же! Что в нас может меняться? Мотивации поступков, мнения, реакции? Что?
Может быть, способность к компромиссам? С возрастом их становится больше.
М. С.: Знаете что… Мои родители были пресвитерианцами по вероисповеданию и евреями по крови. Нашей семье, с одной стороны, свойственна протестантская этика – культ труда, вера в справедливость. А с другой – способность сняться с места, когда это необходимо, непривязанность к тому материальному, что в данный момент у нас есть… Кроме того, я дитя 60-х. Моя юность – это молодежная революция, отчаянная готовность перевернуть мир к лучшему. И я не думаю, что во мне что-то изменилось. Я та же, что и прежде.
Никакие физические перемены не влияют на ваше восприятие мира?
М. С.: Помню, лет в восемь я была буквально влюблена в свою бабушку. Я брала ее карандаш для бровей, вставала перед зеркалом и рисовала на лице морщины: хотела почувствовать, как это – быть бабушкой. Мама тогда фотографировала меня, у меня есть эти снимки, и я каждый раз хохочу, когда их рассматриваю! Потому что на них я именно такая, как сейчас! Мы в старости те, кем должны были стать в восемь лет. А в восемь – те, кем станем в старости… Нет, сущностно мы не меняемся. Да и мой материнский опыт говорит о том же: у меня четверо детей, старшему 27, младшей 14. Я убедилась: личность очевидна уже в младенце и в глубине своей не меняется. Меняется способ принятия решений, но и решения-то принимаются только те, что человеку свойственны. Годы не меняют личность – они ее шлифуют. Например, мы становимся менее высокомерны. Я вот лет в 25 была крупнейшим специалистом в том, как и что надо играть. Сейчас я куда меньше в этом уверена.
И чувство справедливости в вас не пострадало. Ваша подруга Шер рассказывала, как вы, гуляя по Нью-Йорку, увидели, что здоровенный тип отнимает сумку у женщины. Вы закричали, кинулись на него, он бросился бежать, а вы за ним гнались…
М. С.: Не отпускать же бандита! Я была хиппи, но все-таки считала, что зло должно быть наказано – здесь и сейчас. Вообще мы все, выросшие в 60–70-е, не чужды активизму, социальной активности. И феминизму, конечно. Мы все тогда были настроены… антигламурно. Не хотели зависеть от мужчины. Хотели распоряжаться своей жизнью. Именно поэтому несколько лет назад я и вызвалась вести пресс-конференцию афганских беженок, когда они рассказывали о жизни при Талибане. Когда я услышала от них о положении женщин в тогдашнем Афганистане, я просто закипела – как мать троих девочек и как дочь женщины, которая всегда была независимой в своих мнениях. И сейчас, когда я играю уверенных в себе, приспособленных к жизни женщин – как в «Маньчжурском кандидате» или «Дьявол носит Prada», – я размышляю об их судьбе в обществе. В современном Голливуде таких амбициозных и целеустремленных личностей просто нет! Жизнь таких «обстругивает» – людям неудобна сама мысль о том, что женщина может быть лидером. Стоит ли удивляться, что, пробившись наверх, они деформируются психологически, иногда становятся сущими монстрами? Чувство сомнения им уже неведомо. Кстати, не то что мне.