И все это одновременно. Я люблю работать. Это занятие и творческое, и механическое, и утомительное, и веселое, и нервное, и похожее на материнство, и жестокое, и рассудочное, и что все это делает таким прекрасным — это такой гул. Я ощущаю некий сдвиг внутри себя, когда работа идет хорошо. Гул начинается в моем мозгу, возрастает и возрастает, звуки будто на свободной дороге, по которой я могла бы ехать всегда. Многие, кому я пыталась объяснить этот гул, предполагают, что я говорю о работе над текстом, что она приносит мне радость. Не поймите меня неправильно, она приносит. Но этого гула не было, пока я не начала работать на телевидении. Когда я стала работать там, создавать, сотрудничать с другими людьми, я открыла для себя это жужжание, этот гул. Это больше, чем просто работа сценариста. Это действие, деятельность, наркотик, музыка, свет и воздух, шепот Бога мне в ухо. Когда вы слышите подобный гул, вы стремитесь к величию любой ценой. Кто-то зовет это гулом. Или, может быть, трудоголизмом. (Смех.)
Может, быть это называется гениальностью. А может — эгоизмом. Страхом неудачи. Я не знаю. Я знаю только, что я не создана для поражений. Я просто знаю, что хочу сказать вам: я титан, и не надо сомневаться в этом.
Но вот незадача: чем успешнее я становлюсь, чем больше у меня шоу, эпизодов, взятых барьеров, работы, больше глаз, смотрящих на меня, тем больше ожиданий. Чем больше я работаю на успех, тем больше мне нужно работы. А что я сказала о работе? Что люблю ее, верно? Государство, которое я строю, марафон, который бегу, войска, холсты, высокая нота, гул, гул, гул. Мне нравится этот гул. Я люблю этот гул. Мне он нужен. Я сама им являюсь. Может быть, я и есть только этот гул?
А однажды гул прекратился. Из-за переработок, чрезмерного использования, выгорания. Он остановился.
Сейчас три моих дочери привыкли к мысли, что их мать — единственный работающий титан. Харпер говорит другим: «Моей мамы может не быть, лучше напишите няне». А Эмерсон: «Милая, я хочу поехать в Шондалэнд». Они дети титана. Они маленькие титаны. Им было 12, три и один год, когда этот гул прекратился. Двигатель гула замер. Я перестала любить работу. Я не могла снова запустить двигатель. Гул не возвращался, он сломался. Я продолжала выполнять привычную работу титана, 15-часовые рабочие дни, в том числе в выходные, без сожалений, не сдаваясь, титан никогда не спит, титан не опускает руки, самоотвержен, с ясным взором и т.д. Но гула не было. Внутри была тишина. Четыре телепрограммы, 70 часов эфира, три шоу в производстве, иногда четыре. Четыре телепрограммы, 70 часов эфира, три шоу в производстве... Я была идеальным титаном. Я была тем титаном, с которым нестыдно познакомить маму. Все цвета были прежними, но мне не было весело. Такой была моя жизнь. Все что я делала. Я была гулом, а он был мной. Так что же делать, если все, что делаешь, любимая работа становятся пылью на вкус?
Предполагаю, что кто-то подумает: «Поплачь еще, тупая сценаристка-титан». (Смех.) Но если вы работаете, если вы любите то, что делаете, учитель ли вы, банкир, мама, художник, Билл Гейтс, если вы просто любите кого-то и благодаря этому слышите этот гул, если вам знаком этот гул, если вы знаете, на что он похож, а он вдруг прекращается, то кто вы? Кто я? Титан ли я по-прежнему? Если музыка моего сердца перестает звучать, смогу ли я выжить в этой тишине? А потом моя маленькая официантка-южанка задала мне свой вопрос. Я уже шла к двери, опаздывала, а она меня спросила: «Мамочка, хочешь поиграть?»
Я уже хотела отказаться, когда вдруг поняла две вещи. Первая — я обещала всегда говорить да, и вторая — моя маленькая официантка-южанка перестала называть меня «милая». Она перестала ко всем так обращаться. Когда это случилось? Будучи титаном, в своем гуле я это пропустила, и вот она прямо перед моими глазами меняется. И вот она сказала: «Мамочка, хочешь поиграть?» Я ответила: «Да». Ничего особенного. Мы играли, потом присоединились ее сестры, много смеялись, я читала вслух что-то из книжки «Все какают». Ничего необычного. (Смех.) Но удивительно, из-за своей боли, паники, отсутствия гула я не могла ничего делать, только наблюдать. Концентрироваться. И так до сих пор. Государство, которое я строила, марафон, который бежала, войска, паруса, высокие ноты больше не существуют. Все, что существует, — это липкие пальцы и поцелуи, тонкие голоса, мелки, песни о том, что надо что-то отпустить, что там отпускают замороженные девушки (песня из мультфильма «Холодное сердце» — прим. ред.) (Смех.)
Покой и тишина. И так мало воздуха, что я едва могу дышать. Едва могу поверить, что еще дышу. Игра — это противоположность работы. И я счастлива. Что-то внутри меня расшаталось. Дверь в мозг распахнута, энергия приливает. Не сразу, но это случается. Я это ощущаю. Гул ползет обратно. Не на полную громкость, едва-едва, тихо, но я должна замереть, чтобы услышать его, но он там. Не тот гул, но какой-то гул.
И сейчас мне кажется, что я знаю один волшебный секрет. Хотя нет, ничего такого. Это просто любовь. И все. Никакой магии. Никакого секрета. Только любовь. То, о чем мы забыли. Гул, гул работы, гул титана ее заменил. Если мне придется спросить вас, кто я, если мне надо будет рассказать вас, кто я, и если я стану описывать себя, рассказывая о шоу и часах телеэфира, своем крутом мозге, значит, я забыла, что есть настоящий гул. А он не во власти и не в работе. Он в радости. Настоящий гул в любви. Он — та энергия, которая рождается, когда жизнь тебя увлекает. Настоящий гул — это уверенность и покой. [...] Настоящий гул — это шепот Бога в ухо, но, может быть, Бог шептал мне не те слова, когда говорил, что я титан?
Это всего лишь любовь. Мы могли бы любить чуточку больше, или намного больше. Когда мой ребенок попросит меня поиграть, неважно когда, я всегда скажу ему да. Это строгое правило для меня по одной причине — чтобы освободить себя от трудоголического чувства вины. Это такой закон, так что выбора у меня нет. Но я не хочу выбирать, так как я хочу ощущать тот гул.
Я бы хотела, чтобы все было легко, но у меня не так хорошо получается играть. Мне не нравится. Мне это не так интересно, как работать. Истина невероятно унизительная и оскорбительная. Я не люблю играть. Я работаю постоянно, потому что я люблю работать. Больше, чем бывать дома. Принять эту истину невероятно тяжело: что это за человек, который любит работать больше, чем сидеть дома?