Здесь дела обстоят следующим образом. Если сам перевозчик в принципе позволяет выписать такой билет, значит, успеть вы должны. При оптимальных атмосферных потоках и аэропортовых загрузках. Иначе билет технически невозможно было бы оформить.
Но все запросто может пойти и не так. На первом сегменте нелетная погода или сбой в работе аэропорта? — и вот уже в стыковочном терминале вас встречает закрытый гейт.
Перевозчик выписал вам этот билет, значит, взял эти риски на себя, и вас все же довезут до пункта назначения, но когда? В лучшем случае следующим рейсом, а он вполне может быть, например, только завтра.
В подобной ситуации я рекомендую прежде всего оценить, насколько велика будет плата за опоздание. Не успеть к началу рядовой конференции — это одно, не попасть на переговоры, которые могут принести вам миллионный контракт, — совсем другое.
Еще один важный момент — в каком аэропорту вам предлагают стыковку? То, что можно запросто провернуть в Мюнхене, в парижском Шарль-де-Голль станет нешуточным квестом! Уточните перед выпиской авиабилета, предстоит ли вам смена терминала в стыковочном аэропорту, и если да, то какое там расстояние. Скорее всего короткую стыковку перевозчик предложит в том случае, если далеко бежать не надо. Но лучше перепроверить.
Остерегайтесь покупать билеты на внешние и внутренние сегменты стыковочного перелета отдельно: если опоздаете ко второму вылету, это будет только вашей проблемой. А еще, даже если это единый документ, первый сегмент может выполнять один перевозчик, а второй — другой. И здесь вам, возможно, придется самостоятельно пересдавать багаж, а это тоже время. Не у всех авиакомпаний — даже внутри одного альянса — есть соглашение о сквозной регистрации багажа.
Любовь современных путешественников, в том числе деловых, к сайтам-агрегаторам, предлагающим лучшие цены на билеты, часто приводит к казусам. Фраза «я в интернете дешевле нашел» — кошмар корпоративного тревел-менеджера.
Да, бывает, что определенную квоту мест перевозчик продает именно через интернет и делает недоступной для агентов, стимулируя таким образом онлайн-продажи.
Но бывает и по-другому. Я регулярно захожу в агрегаторы и нахожу в таких опциях самые разные подвохи — и особенно часто со стыковочными перелетами. Например: вы запрашивали одну авиакомпанию, а не некоторых сегментах вовсе и не она, или вы рассчитывали на бизнес-класс, а на каком-нибудь сегменте — эконом. Или в пункте транзита вас поджидает такая коварная вещь, как смена аэропорта.
Вы думаете, сайт-агрегатор подсветит такие нюансы красным цветом? Как бы не так. Так что при заказе билетов через такие ресурсы смотрите в оба.
И снова о визах.
Один мой приятель недавно буквально заболел Лондоном. Ездил туда с завидной регулярностью и постоянно искал креативные способы добраться побюджетнее. И вот однажды похвалился, что нашел интересный вариант: сначала авиакомпанией Lufthansa до Берлина (распродажный билет), а потом лоукостером EasyJet.
Хорошо, что похвалился! — в моей голове сразу сработала годами выработанная сигнализация: а виза-то шенгенская есть? В Берлине же практически невозможен безвизовый транзит. Визы не оказалось, но, к счастью, сделать ее он успел. А мог вообще никуда не улететь, потому что остановили бы его, скорее всего, еще в Домодедово.
Так что озадачьтесь этим вопросом, если летите куда-либо непрямым рейсом, тем более через Шенгенскую зону. Безвизовый транзит есть не во всех аэропортах, а где-то доступен лишь в определенные часы. Если в Шенгене больше одной остановки, о нем вообще речь не идет. А через США безвизовый транзит невозможен в принципе.